andrei_wasiliev (andrei_wasiliev) wrote,
andrei_wasiliev
andrei_wasiliev

Categories:

Долгую жизнь - дорогам

Президент НО "Ассоциация бетонных дорог", проектор по научной работе, завкафедрой МАДИ Виктор Ушаков подготовил для "Российской газеты" отличный материал о дорожном строительстве. В частности, он подробно рассказывает о преимуществах цементобетонных дорог и причинах, почему в России их пока не так много. Даже несмотря на то, что о целесообразности их строительства говорится в постановлении правительства N868-р от 10 мая 2016 года.

Цементобетонные покрытия служат 30 и более лет, не требуют значительных эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла, обеспечивают высокую прочность "дорожной одежде" и большую безопасность движения, поскольку сцепление колес с таким покрытием лучше, чем с асфальтобетонным. К тому же, бетон отражает больше света, что улучшает видимость в темное время суток, и не меняет физико-механических свойств при изменении температуры окружающей среды. Так что сроки службы бетонных дорог выше практически во всех климатических зонах. По этим дорогам можно пропускать большое количество тяжелых транспортных средств, не ограничивая движения круглый год, даже весной.

Цементобетон, в отличие от асфальтобетона, с годами становится только крепче. Его прочность, по сравнению с проектной, может увеличиться на 30%. О строительстве с применением именно таких технологий говорят "на века".

Конечно, цементобетонная дорога может реализовать свой потенциал только при условии высокого качества используемых материалов и профессиональной работы. Жесткий контроль нужен на всех стадиях приготовления бетонной смеси, ее транспортировки, укладки и уплотнения. Чтобы выполнить все эти условия, необходимо широко внедрять в строительстве автодорог контракты жизненного цикла. Тогда сами подрядные организации будут крайне заинтересованы в качественной работе, чтобы свести последующие эксплуатационные затраты к минимуму.

И это уже давно стало обычной практикой во многих странах. Новые технологии формирования цементобетонных покрытий, которые сегодня внедряются в мире, предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов. Это касается укладки и уплотнения бетонных смесей, отделки поверхности бетона, ухода за ним и устройства деформационных швов. Бетоноукладчики со скользящими формами за один проход выполняют весь комплекс необходимых работ.

Экономические расчеты и международный опыт показывают: стоимость строительства "дорожных одежд" с цементобетонными покрытиями и слоями из традиционного асфальтобетона примерно одинакова. Но в долгосрочной перспективе первые всегда обходятся значительно дешевле - на 40-50%. Ведь срок их службы как минимум вдвое выше, а эксплуатационные расходы - наоборот.

Согласно федеральной стратегии, доля вводимых в эксплуатацию бетонных автодорог в России к 2030 году должна составлять 50%. Ясно, что на передовые технологии невозможно перейти за один-два года, потому их нужно внедрять последовательно, с постепенным наращиванием темпов. Тем более что у нас в стране создают бетоны высокой прочности и долговечности, нет дефицита качественных цементов. Ресурсные мощности цементных заводов, загруженных сегодня менее чем наполовину, позволяют покрыть любые потребности строительства и реконструкции дорог.

Для изменения ситуации в дорожном строительстве эксперт предлагает проанализировать, как выполняются распоряжения правительства РФ - вышеупомянутое N868-р и N630 от 6 апреля 2017 года. А также обязать проектные организации предоставлять в Главгосэкспертизу экономическое сравнение вариантов конструкций жестких и нежестких "дорожных одежд". С учетом эксплуатационных затрат в рамках жизненного цикла объекта, чтобы можно было выбрать более эффективные конструкции. Кроме того, необходимо разработать пакет нормативно-технических документов, сметных расценок и нормативов, обеспечивающих качественное строительство цементобетонных покрытий и оснований автодорог с применением современных технологий. Каждому федеральному округу нужны региональные программы по строительству и реконструкции автодорог с применением цементобетона в основаниях и покрытиях, а также по продлению их жизненного цикла. Требуются и программы реконструкции улиц и магистралей городских агломераций с применением дорожного цементобетона, особенно на выделенных полосах движения и в местах остановок общественного транспорта, разгона и торможения, перекрестков с круговым движением, объездных дорог. Наконец, необходимо разработать программу создания отечественных комплектов машин для строительства цементобетонных покрытий.
Tags: дороги россии, дороги сибири, дорожная тема, дорожное строительство, цементобетонные дороги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments