andrei_wasiliev (andrei_wasiliev) wrote,
andrei_wasiliev
andrei_wasiliev

Забытое старое

По протяженности автодорог Россия занимает седьмое место в мире. По оценкам специалистов, общая длина дорог с твёрдым покрытием в стране составляет 754 тысяч километров (чуть больше 5 километров на одну тысячу жителей). Немудрено, что при таких исходных данных качество автомобильной инфраструктуры становится для государства важнейшим пунктом «повестки дня». И тем обидней осознавать, что в нашей стране, мягко говоря, не слишком активно используется технология, прекрасно себя зарекомендовавшая как Европе, так и, к слову, в Советском союзе. Речь – о строительстве дорог с цементобетонным покрытием.
В пятидесятые годы ХХ века СССР слово «бетонка» было на слуху не только у водителей, но и рядовых граждан. И не случайно. Именно из бетона были построены магистрали от Ленинграда до Таллина, из Москвы в Ленинград, от Харькова в Ростов и Киев, из Киева в Одессу, из Кишинева в Полтаву, от Барнаула в Новосибирск. В цементобетоне выполнены участки столичной МКАД. Да что там говорить - большинство советских технологических дорог к промышленным предприятиям, по которым активно ездили большегрузы, тоже сделаны из бетона.
Объективных причин подобной любви к бетонным дорогам было множество. Прежде всего, такие дороги гораздо проще строить. Покрытие на них кладется в один слой, а сами работы могут быть полностью механизированы. Впоследствии «бетонка» гораздо реже требует капитального ремонта, так как прочное покрытие гораздо медленнее изнашивается под колесами тяжелого транспорта (по данным ФАУ «РОСДОРНИИ», фактический срок службы асфальтобетонного покрытия составляет 5-8 лет, тогда как дороги из бетона стоят без ремонта по полвека). По той же причине практически не нужен текущий ремонт. Кстати, водителям «бетонки» тоже нравятся намного больше – шероховатая поверхность не превращается в каток в сырую и дождливую погоду, что позволяет не снижать скорость и при этом не бояться влететь в ДТП.
К сожалению, нынешнее время «золотым веком» бетонных дорог в России не назовёшь. Их общая доля среди федеральных трасс по разным данным, составляет от 5 до 8% (для сравнения: по данным 2015 года, дорог из цементобетона в Бельгии – около 32%, в Китае – более 50%, в Германии – 31%). Счастливым исключением, кстати, является Новосибирская область. Доля цементобетонных дорог федерального значения здесь составляет выше 55%, и эта цифра неуклонно растет – например, именно по такой технологии сегодня строится Восточный обход Новосибирска и реконструируется трасса Р-254 «Иртыш». Остается надеяться, что пример сибиряков окажется заразительным и для других регионов. Причин для того множество – и уже упомянутая прочность, и выгодность строительства по сравнению с асфальтовыми магистралями. Кроме того, делать такие дороги можно исключительно из отечественного «сырья»: карьеры по добыче песка и щебня, цементные и бетонные заводы сегодня есть в каждом регионе. Так что строительство дорог с бетонным покрытием выгодно и производителям стройматериалов, которые сейчас переживают не самые лучшие времена из-за падения спроса и неполной загруженности. И бюджетам, которые из-за снижения производства цемента, вызванного падением спроса, получают меньше налоговых отчислений. Словом, и необходимость, и предпосылки в наличии. Осталось добавить немножко политической воли…))).
Tags: дорожная тема, цементобетонные дороги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments