andrei_wasiliev (andrei_wasiliev) wrote,
andrei_wasiliev
andrei_wasiliev

Categories:

... И кто там говорит про "раньше было лучше"?... )))

вот вам, пожалуйста, про "раньше". И не про "вчерашние" восьмидесятые, а про настоящее прошлое, минимум лет двести тому назад.
Когда у нас в Сибири с дорогоами творилось при мерно следующее...
( источник: История промышленности Новосибирска. Том II. (Время вперёд!, 1918 – 1940). – Исторические очерки. Новосибирск, 2004. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 73 – 108. На просторах Сети лежит вот тут).



Не дороги, а направления


Трудно переоценить значение дорог в стране, где их состояние вошло в поговорку как одна из двух основных бед. Дороги страну объединяют, делают ее единым обжитым пространством, работают как артерии одного организма. От них зависит экономика, жизнь, без них нет ни того, ни другого. Недаром есть такое латинское выражение via est vita, означающее: дорога – это жизнь. По большому счету так могут сказать не только дорожники или водители, но и все без исключения люди. Обустройство дорогами таких просторов, как наши, российские, – задача невероятной сложности и трудоемкости. Трудно, даже просто представить себе объем подобной работы, тем не менее, мы каждый день этими дорогами пользуемся.

По территории Новосибирской области пролегли три федеральные трассы (омская, кемеровская и барнаульская), три опорные территориальные: на Карасук, Ленинск-Кузнецкий и Колывань, и множество местных дорог. И теперь, кажется, что иначе и быть не может. А ведь совсем недавно картина была иной.

В Сибири дорогами издавна назывались направления, просеки, линии водоразделов – те места, по которым можно хоть как-то продвигаться. До ХХ века существовавшие здесь дороги находились в очень плохом состоянии. Как отмечал в своем отчете один из первых инженеров-дорожников, работавших в Сибири: «Сибирские дороги почти на 100 % могут быть приравнены к полевым». А.П. Чехов писал: «…сибирский тракт – самая большая и, кажется, самая безобразная дорога на свете. Тяжело ехать, очень тяжело, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, течет цивилизация».

Еще с царских времен дороги делились на две группы: тракты государственного значения и дороги местного значения. Через Новониколаевск (Новосибирск) проходил тракт государственного значения: Московский, связывавший Москву с Иркутском. Своему рождению и развитию Новониколаевск обязан тем, что возник на перекрестке транспортных путей, поскольку отсюда был возможен путь и в Монголию, но если Обь исправно несла пароходы, а Транссиб оборотисто перевозил грузы и пассажиров, то дороги для гужевого транспорта не выдерживали с ними никакого сравнения.

После постройки Транссибирской магистрали Московский тракт утратил значение, как единственный путь, связывавший европейскую часть страны с Сибирью. Кроме того, железнодорожный путь был намного эффективнее, быстрее, комфортабельней тележной колеи, которая гордо именовалась Московским трактом. Ей только предстояло стать настоящей дорогой. Но вместе со значением ушла и большая часть бюджетного финансирования на содержание и ремонт, дорога превратилась в заурядную «грунтовку». Не лучше выглядел и Чуйский тракт.

По данным обследования, проводившегося в 1928 году, из 84742 километров дорог Восточной и Западной Сибири лишь 624 (0,7 процента) имели гравийное покрытие. Но и это гравийное покрытие требовало ремонта, а возведенное кое-где во времена Первой мировой войны земляное полотно – восстановления. Даже государственные дороги в то время находились лишь в относительно проезжем состоянии, да и то для гужевого транспорта. Стоит ли говорить о дорогах местного значения?

Серьезным препятствием для первых дорожников (и не только для первых) была краевая топография. С одной стороны, местное население традиционно селилось по берегам рек (в том числе и из транспортных соображений), а, с другой, дороги из-за сибирских болот следовало прокладывать по линиям водоразделов, которые находятся обычно в стороне от рек. Такая ситуация требовала дополнительных расходов на устройство постоялых дворов на основных дорогах и строительство подъездных дорог от них к селам.

При таком положении дел на ремонт местных дорог выделялось всего два процента бюджета Сибирского края. По архивным данным с 1926 по 1928 годы на строительство, ремонт и содержание километра государственных дорог ежегодно расходовалось 652,6 рубля, а километр местных – 33,5 рубля. На таких деньгах далеко не уедешь.

И это далеко не всё по теме. Продолжение следует!
Tags: Новосибирская область, дорожная тема, исторический момент
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments